ЮМОР  И  САТИРА

                                           МОЗАИКА    АКАДЕМИЧЕСКОЙ   ЖИЗНИ 

 

            Уважаемые товарищи, однокашники, друзья по службе и работе в стенах нашей славной академии. История Академии состоит не только из непосредственного выполнения своих служебных обязанностей, соблюдения уставных требований, партийно-политической работы, проведения занятий, несения нарядов,  разработки пособий и конспектов, но и в человеческих отношениях  между членами коллектива, их дружбе  или равнодушии друг к другу.

           Большой коллектив Академии жил полнокровной  духовной жизнью. Люди работали и отдыхали, ходили в кино и театры, занимались охотой и рыбалкой, заботились о своих семьях, активно участвовали в государственных, республиканских и городских мероприятиях.
 Все это наша общая и неприукрашенная история.
Различные случаи происходили в жизни коллектива Академии: веселые и грустные, трагические и  комические, неожиданные и закономерные.
         
Ниже приводятся отдельные эпизоды из жизни  академического коллектива, которые известны автору. Некоторые из них есть результат личных наблюдений, другие известны из рассказов товарищей.  Естественно, они далеко не исчерпывают содержание богатой и насыщенной жизни Академии, но дают определенное представление об отдельных событиях, имевших место в действительности.

                                                        

                                          

В

50-х годах поступающие в академию офицеры проживали в здании на площади Руднева. На том месте, где сейчас стоит памятник Рудневу, находился не глубокий бассейн.

Вечером, когда офицеры набора 1950 года собрались в комнате майор Е. говорит: «Спорим, что в бассейне водятся раки».
Его подняли на смех, однако спор состоялся. Пошли смотреть бассейн. Через некоторое время спорщики приходят и сообщают, что Е. выиграл. Впоследствии Е. признался, что он возле Харьковского моста выпросил  у купающихся ребятишек пару раков (тогда в реке Харьков еще водились и раки и рыба) и бросил их в бассейн.

                                        

П

рактические и лабораторные занятия по физике в1951-52 годах вел пожилой, очень знающий и спокойный преподаватель В. Усов. 
Сдавать зачет по лабораторным занятиям после первого семестра к нему пришел ст. л-т  Р. Отчеты  по работам он вел не систематически и взял тетрадь с отчетами у капитана Т.  После опроса  В.Усов посмотрел на титульный лист тетради и сказал: «Капитан Т. зачет я Вам поставил».

                                          ……….

Н

ачальник первого курса полковник К. строит свой курс для осмотра внешнего вида офицеров. У некоторых офицеров недостаточно хорошо была вычищена обувь. После осмотра полковник К. с возмущением произносит: «Носы вычистили, а зад грязный!».

                                      ………..

Д

оцент Сливняк  на одной из первых лекций по математике в 1950 году над некоторыми переменными поставил «шляпки», но в результате ряда выкладок допустил ошибку. Стерев материал с доски, сказал: «Больше шляпок применять не будем». Свое обещание он выполнил.

                                  ………..

М

айор Б. входит в лабораторию кафедры теоретических основ электротехники для сдачи зачета по лабораторным работам и буквально через одну минуту выходит в коридор. На вопрос товарищей отвечает: «Преподаватель Т. сидит на стуле, и крутит ручку у какого то прибора. Спрашивает меня – «Что я делаю?», отвечаю – «Вращаете ручку», в ответ слышу – Вы свободны, Вам незачет». Слушатели долго разгадывали эту шараду. В конце концов, выяснилось, что нужно было ответить: «Вы измеряете сопротивление резистора», так как преподаватель вращал ручку меггера (прибор для измерения сопротивлений).

                                      ………..

Д

оцент Н.С. Ландкоф в1951 году ведет практические занятия по математике. По натуре он был человек рассеянный. Для выставления оценки в журнал обращался к слушателю, сидящему за первым столом: «Дайте карандашик», который   впоследствии  куда то пропадал. Слушатель М., сидящий за первым столом, нарезал маленькие кусочки карандаша, и каждый раз на занятиях  давал их преподавателю.

                                         ……….

Д

ежурными по Академии в 50-е годы, когда начальником академии был генерал-лейтенант А.В. Герасимов,  назначались слушатели- офицеры. На инструктаже начальник строевого отдела всегда предупреждал: «В 7 часов утра посмотрите на градусник и запомните температуру воздуха. При утреннем докладе начальнику Академии доложите о температуре воздуха».

                                   …………

П

рактические занятия по математике  в 1951-53 годах проводил преподаватель  Минчин, которого слушатели недолюбливали, а его занятия окрестили  «минчеванием».  В процессе проведения занятий он старался вызывать к доске слабых слушателей и читал им нотации.  Одной из последних тем по математике была довольно трудная для понимания тема «волновые уравнения». На этих занятиях Минчин вызывал к доске наиболее сильных слушателей, говоря: «Товарищ С., пострадайте за общество, идите к доске».

                                       ………..

Д

оцент Д.С. Колобков, заведующий кафедрой  «Теоретические основы электротехники», лекции читал безукоризненно, практические занятия проводил образцово. На экзамене подходит к готовящемуся слушателю и говорит: «Давайте, как лев, отвечайте без подготовки» .Он хорошо знал возможности слушателей и «львам» выставлял пятерки.

                                    ………..

Г

енерал-майор Г.Х. Чайлахян, начальник кафедры тактики, любил перед началом лекции устроить краткий опрос слушателей. Однажды, обращается к белобрысому слушателю: «Сильный блондин, скажите, в чем состоит разница между резервами и ресурсами?». После невнятного ответа говорит: «Хотя Вы и сильный блондин, но материал знаете слабо».

                                    ………..

З

имой возле деревни Мартовая на Печенежском водохранилище проводились гарнизонные соревнования по рыбной ловле. Клев полностью отсутствовал. На финише, когда происходило взвешивание пойманной рыбы,  лишь несколько рыбаков принесли по одному маленькому окуню. Рыбак М. представил щуренка, весом около100 граммов. Он стал чемпионом гарнизона, а команда Академии заняла первое место.

                                      ………..

В

 конце 50-х годов вышел перевод американской книги  «Вероятностные процессы», автор Дуб.  На кафедре автоматики радиотехнических систем в это время под руководством майора Н.Н. Коробова работал курсант Поддубный, который изучал упомянутую книгу. Н.Н. Коробов ему говорит: «Имейте в виду, что Вы  еще не дуб, а только поддубный».

                                    ………..

П

осле сдачи экзаменов по приемным устройствам летом 1952 года  капитан М. выразил свое отношение к этой дисциплине следующим образом: «Что я вынес  из этой дисциплины? На вход надо подать что-нибудь, а на выходе получить как можно больше».

                                     ………..

Л

екции по теоретическим основам радиолокации в начале 50-х годов читал академик А.И. Ахиезер. Человек он был жизнерадостный  и веселый. Однажды на лекции он говорит: «Эх,  жизнь идет, а время катится  … А дальше сами думайте».
На следующем занятии один из слушателей встает и говорит: «А мы знаем, как дальше». А.И. Ахиезер отвечает: «Знаете, ну и помалкивайте!»

                                        ………..

В

о время командирской подготовки постоянного состава в лагере производилось метание гранат из окопа. Офицер Г. вынул чеку, но руки у него задрожали, и граната упала на дно окопа. Преподаватель кафедры физкультуры не растерялся, схватил гранату и выбросил ее из окопа. Она взорвалась в 3-4 метрах. Никто не пострадал.

                                      ……….

М

аршал Ю.П. Бажанов каждый год  в сентябре  проводил смотр всего личного состава Академии. Во время одного из смотров он спрашивает офицера С.: «Товарищ С., по какой дисциплине Вы читаете лекции?»
           С. «Товарищ маршал, я лекций не читаю».
           Маршал: « Значит, Вы проводите практические занятия?»
           С. «Нет, я практических занятий не провожу».
           Маршал: «Начальник кафедры, что это за преподаватель, который не проводит никаких занятий?
                            Необходимо в этом разобраться».
          Через два месяца офицер С. был переведен из академии на другую должность.

                                 ………..

В

 период активного  внедрения вычислительной техники в учебный процесс к полковнику Л.И. Алехову обратились с вопросом, почему на его кафедре мало внимания уделяется внедрению вычислительной техники?
           Ответ: «Вычислительная машина это большой арифмометр. Арифмометрами я не занимаюсь».

                               …………

П

олковник Ф.А. Шурыгин,  до этого исполнявший обязанности начальника кафедры физики, назначается начальником кафедры вычислительной техники. Придя на кафедру, он заявил: «Кто знает физику, тот знает все. Я буду вести занятия по материальной части ЭВМ». Через два года он написал рапорт об освобождении  его от должности  начальника кафедры.

                                   ………..

П

ри подготовке к параду полковник Ф.А. Шурыгин не смог четко доложить маршалу о своей кафедре. Маршал сказал: «Назвался груздем – полезай в кузов», подтвердив сказанное выразительным жестом.

                                     ………..

В

 начале 60-х годов Академию посетил Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, тогда заместитель Министра Обороны СССР. Он проявил недовольство, тем, что полы в Академии натираются красной, а не желтой мастикой. Была выдана команда – отциклевать все полы добела и натереть их желтой мастикой. К циклеванию привлекли всех: преподавателей, инженеров, слушателей. Работа продолжалась два-три месяца. Полы впредь  натирались только желтой мастикой.

                                 ………….

Г

енерал-майор Лыков И.А. систематически посещал кафедры и лаборатории. Однажды он обнаружил в туалете измерительный прибор.
По этому случаю академический  поэт И.В. Васильев написал четверостишие:
                      Кто-то выполняя НИР
                      Выставил прибор в сортир,
                      И стоит вопрос давно –
                      Это НИР или    г…….

                                        ………….

15марта 1965 года в Академии произошел пожар.
 Вечером, уходя из Академии маршал Ю.П. Бажанов сказал дежурному по академии    офицеру М. : «Доложите о пожаре на «Семафор» (позывной оперативного дежурного Главного штаба ПВО).
           Утром дежурный докладывает маршалу в соответствии с требованиями устава: «Товарищ маршал, во время моего дежурства происшествий не  случилось».
           Маршал: «Доложили на «Семафор?».
           М.: «Так точно, товарищ маршал».
           Маршал: «Как Вы доложили?».
           М.: «В академии сгорела одна поточная аудитория, люди, секретные документы и техника не пострадали».
           Маршал: «Продолжайте нести дежурство».

                                ……….

Д

ежурный М. через несколько дней после пожара представил заместителю начальника академии генерал-майору В. Ф, Ширяеву докладную записку с предложениями об изменении инструкции дежурному по академии. По существу, предлагался алгоритм действий дежурного при пожаре. Генерал Ширяев В.Ф. прочитал докладную записку и сказал: «Не надо ничего придумывать, нужно выполнять требования устава».

                                 ………….

С

лушатель К. учится на первом курсе, на экзаменах получил две неудовлетворительных оценки. Партсобрание учебной группы вынесло ему партийное взыскание – выговор. Дело поступило на рассмотрение парткомиссии.  Детально выясняются причины неуспеваемости. Члены парткомиссии интересуются семейными делами К.
             Задается вопрос: «Вы отдаете получку жене?»
             Ответ: «Я кладу деньги на пианино».
             Вопрос: «Откуда у Вас пианино. Вы живете в общежитии?»
             Ответ: «Нет, я живу в собственном доме».
             Вопрос: «Откуда у Вас дом? У Вас в Харькове  родственники?»
             Ответ: «Нет, мы купили дом на Холодной горе, когда я поступил в Академию».
             Вопрос: «Кто у Вас жена?»
             Ответ: «Буфетчица».
              Взыскание было утверждено.

                                  …………

Н

а совете Академии один из начальников кафедр сказал о необходимости навести  порядок в туалетах. Маршал сразу отреагировал: «Это правильно, из туалетов идет «амбре!». Каждый туалет закрепить за начальником кафедры». Вскоре все туалеты были закреплены за начальниками  кафедр.

 

 

С

овет Академии рассматривает результаты научной работы. На одной из кафедр во время не была представлена к защите докторская диссертация. Маршал поднял начальника кафедры и с возмущением сказал: «У Вас  прокол! Что будем делать?».  Ответ: «Товарищ маршал, будем заклеивать».  Маршал развеселился и сказал: «Не надо заклеивать, капитальный ремонт нужен!».

 

 

   И
 

дет  командно-штабное учение. Полковник А.С. Ильин докладывает маршалу обстановку. Карта находилась довольно далеко от стола, где сидел маршал. Полковник Ильин  неоднократно подходил к карте, а затем возвращался к столу, за которым сидел маршал. Он не выдержал и сказал: «Полковник Ильин, перестаньте ходить взад и вперед, Вы действуете на меня, как эффект Допплера».

 

О

 

дно из совещаний, посвященных физической подготовке офицеров, проводил заместитель начальника Академии генерал-лейтенант В.Г. Маломуж. Приводя в пример одного из офицеров, который на службу ходил пешком, он сказал: «Приходит на работу красный, как огурчик!».

 

 

     Г  

енерал-полковник В.К. Стрельников делает разбор учений, которые проводились в Калинине с участием академических офицеров.  В лучшую сторону отмечает генерал-майора Ю.М. Медведева: «Дрался, как лев на площади!»

 

 

      М   
 

  

аршал беседует с генерал-майором М.М. Александровым, который был назначен на должность начальника кафедры оперативного искусства: «Михаил Михайлович, лекцию то Вы сумеете прочитать?» Ответ: « Товарищ маршал, почему же не прочитать, если она написана».

 

 

      П
 

 

рошло несколько лет, начальником Академии стал генерал-полковник В.Н. Кубарев.  Генерал М.М. Александров перестал пользоваться уважением членов совета Академии. Он, не будучи кандидатом наук, заручился согласием командования на представление его к ученому званию «доцент». При представлении  к званию его положительно охарактеризовали три члена совета. Состоялось тайное голосование. Председатель счетной комиссии докладывает: «ЗА подано 3 голоса, ПРОТИВ – 31». Через два месяца генерал М.М. Александров был уволен из армии.

 


 

     На кафедре истории КПСС было одна вакантная должность  доцента. На замещении вакансии
               подали заявления сразу два представителя Академии: бывший только что уволенный в запас
                начальник политотдела генерал-майор Е.М. Дворянский и уволенный с этой же кафедры старший
                преподаватель полковник В.И. Ледвицин. Комиссия, которая готовила вопрос на совет Академии, не
                могла прийти к однозначному решению. На совете академии заслушали каждого из претендентов и
                предложили им решить вопрос полюбовно между собой, то есть кому-то снять свою кандидатуру.
                Оба отказались. Выступил полковник Д.А. Цурский и предложил отказать обоим. Тайным
                 голосованием оба претендента были отвергнуты.

                            

    Н

а кафедре автоматики радиотехнических систем преподавателем был молодой старший лейтенант Ю.А. Лазебный.  При приеме зачетов по лабораторному практикуму в аудиторию входит слушатель подполковник С. и говорит: «Ну что, сын мой, будем сдавать зачет?».

            

Л

абораторные занятия в классе электромашин проводят молодой преподаватель капитан М. и начальник лаборатории капитан У. В группе  - старшие офицеры и один генерал. Машины питались высоким напряжением, поэтому предварительно проводится инструктаж по технике безопасности: стоять только на резиновых ковриках, сборку схем делать, выключив питание и т.д. В процессе занятия слышится удар – падение на пол человека. Это был генерал. Стали приводить его в чувство. Наконец он поднялся и говорит: «Ребята, не переживайте, я сам виноват».

 

 

   С

тарший преподаватель кафедры вычислительной техники М. А. Остроумов 19 мая 1965 года делает доклад о своих научных исследованиях. В процессе доклада он вдруг пошатнулся, посинел и упал. Вызванные медицинские работники помочь ему не могли. Он умер мгновенно от разрыва аорты.

 

 

   В
 

 

ыпускник 1955 года капитан Б. получил назначение  на майорскую должность в научно-исследовательский отдел академии. До этого в  1944 году он окончил училище, был оставлен в этом училище,  служил там до поступления в академию. В войсках не служил и боялся этой службы. Давно выслужив срок присвоения очередного звания, решил пойти на прием к начальнику академии.  Маршал выслушал его пожелания и сказал: «Товарищ Б. ну, конечно же, Вы будете назначены на должность подполковника в войсках».

 

 

   Н

есколько офицеров в кабинете генерал-майора В.Ф. Ширяева инструктируются по вопросам физической подготовки. Генерал становится на стул, затем на стол и поднимается на сейф, который стоял рядом со столом. Прыгает с сейфа на пол: «Вот так нужно заниматься физкультурой!»

 

 

 

После смерти  И. В. Сталина в мае 1953 состоялась подписка на очередной государственный заем. Один из факультетов собрали в спортивном зале, принесли и включили  радиоприемник в ожидании правительственного сообщения. Проходит значительное время, но сообщения все не было. Заместитель начальника факультета полковник С. приказывает выключить приемник и говорит: «Радио принесло нам радостную весть!  Начинаем подписку на заем».   «Радостная весть» поступила на следующий день – было рекомендовано существенно снизить сумму подписки. Начался вызов слушателей к полковнику С. на индивидуальное собеседование. Офицер М. прибыл на   собеседование.                                                                                                                  

     Вопрос: «Мы знаем, что у Вас двое детей, Вы живете на частной квартире, видимо лишние деньги 
                 Вам не помешают, не очень будете обижены, если сумма подписки на заем  для Вас будет снижена в
                  два раза?»
                  Ответ: « Я не возражаю».

 

В

 Академию прибыл Начальник Главного Управления Военных Учебных заведений МО СССР генерал армии  Шкадов         Прибыв на кафедру вычислительной техники он присутствует при проведении лабораторного занятия. Не отходя ни на одну минуту,  он в течение двух часов  наблюдает работу двух офицеров за лабораторной установкой. По завершении занятия просит  преподавателя оценить результаты работы офицеров. После доклада говорит: «Тот офицер, который сидел слева, работал мало, все основные действия выполнял тот, который сидел справа».

 

                         Крылатые  выражения  генерал-полковника Стрельникова В. К.
               
 -«Мы готовим не начетчиков и не попугаев,  это унизительно, а умных людей».
                     -«В любой лекции, самой заумной, - главное  это вывод".
                     -«Категорически запрещаю устраивать КВН на экзаменах».
                     -"Стесняются здороваться, доложить, приветствовать! Тогда нужно стесняться получать получку     и звание!».
                      -«Это в институтах разводят со студентами сантименты, а у нас служат офицеры, солдаты, отцы семейств. С них требовать, требовать и требовать!».
                       -«Плохих слушателей нет, все они наши – кровные, их надо выпускать».
                      -«К уставам  отношение сентиментальное».
                      -«Знает уравнения Ван-дер Поля и считает, что ему море по колено».
                      -«Изобрели стол с закругленными углами, чтобы штаны не рвать».
                      -«Русский темный неграмотный мужик на доме вешал табличку, что надо делать при пожаре, почему же современные интеллигенты с широкими лампасами ничего не делают. А все потому, что не свое».
                       -«Никто не смеет скатываться до уровня  критикана,  демагога и крикуна».
                       -«Он святой, весь золотой, и только внутри серебряный».
                      -«Вы советские офицеры, поэтому рисуйте карандашами «Тактика», а не японскими «Сикоко».

                                                 Возврат на главную страницу

Hosted by uCoz