ГЕНЕРАЛ ОРЛОВ О. Е. ВСПОМИНАЕТ ОБ АКАДЕМИИ

Для каждого выпускника АРТА учеба в академии была значительным и незабываемым этапом жизни, предопределившим всю нашу дальнейшую служебную деятельность и судьбу. Учебе в академии было отдано более пяти лет нашей молодости. Нам всем тогда было около тридцати лет. Академия дала нам не только огромную сумму фундаментальных и самых современных теоретических знаний и практических навыков, но и научила творчески мыслить , иметь по любому серьезному вопросу свое собственное аргументированное мнение, умение вести научную полемику, целеустремленно и напряженно работать и добывать новые знания. Наблюдения за лучшими профессорами и преподавателями академии давали примеры педагогического мастерства, показывали, как нужно и как не нужно учить. Все это было чрезвычайно ценно для последующей самостоятельной творческой деятельности. На производственной практике, проходившей на радиотехнических заводах Москвы и Харькова, мы имели возможность обучаться и слушать лекции ведущих конструкторов радиолокационной техники, видеть все технологические процессы производства элементной базы радиолокатора до его полной сборки и сдачи органам военной приемки. Мы были в курсе самых перспективных технических идей и решений в радиолокационной технике. Это была действительно высшая школа не только по названию уровня подготовки, но и по своему качеству.
Наш набор 1950 года отличался от предыдущих наборов своей многочисленностью. Набирали более 220 человек, в том числе на наш факультет ИА и РТВ было принято более 80 человек.
Конкурс на вступительных экзаменах был более 3 человек на место и отбор был жесточайший, как анкетных, так и по уровню общеобразовательной подготовки, причем, последний критерий был определяющим. Принимал нас начальник факультета генерал - лейтенант авиации Король, он нас вел первый курс, затем его сменил инженер - полковник Занегин.
Среди абитуриентов были и бывшие фронтовики в звании до подполковника включительно (Щеглов) и недавние выпускники училищ - лейтенанты и даже был один младший лейтенант.
Все холостяки жили в общежитии академии на площади Руднева, а семейные - осваивали частные квартиры на Журавлевке и Рашкиной Даче. Им академия давала комнаты на выпускном курсе.
Независимо от прошлой военной специальности всех принятых на факультет сделали "летчиками" и переодели в авиационную форму.
Курс наш был дружный, сплоченный фронтовой и курсантской солидарностью, мы были все единым коллективом и в учебе, и в спорте, и в часы отдыха. Могли позволить себе и безобидную шутку, и показать свой характер. Например, будучи на 4 курсе на факультетском партсобрании мы выбирали партбюро факультета и в числе заранее "подработанных" кандидатур был один майор со 2 курса, мы его не знали, ничего к нему не имели. Но нас удивило, почему в числе кандидатов нет нашего обычного члена бюро - начальника кафедры тактики РТВ полковника Покроева, а мы его уважали. Пришла идея этого неизвестного нам майора вычеркнуть, а Покроева приписать в бюллетени. На перерыве, пока писали бюллетени, была проведена работа среди пятого, нашего и третьего курсов с установкой майора вычеркнуть, Покроева дописать. И каково же было удивление президиума и всех, когда объявили, что майор забаллотирован, а Покроев прошел, избранный более, чем сотней голосов.
Или случай на выпуске. Он совпал по времени с очередной антиалкогольной кампанией, и руководство академии пыталось ограничить выпускной вечер какими-то холостяцкими посиделками. Узнав об этом, мы заявили, что придем на выпускной вечер только в том случае, если это будет настоящий, достойный события банкет с женами. Это ведь и для них праздник. Иначе придем только на официальное построение для вручения дипломов. Доложили наше требование маршалу Бажанову Ю.П. и он приказал сделать банкет по высшей форме и на выпускном вечере присутствовал сам и нас всех поздравил. Так создавались традиции.
Курсом нашим бессменно руководил подполковник, а затем полковник Попов, мы его все звали "папа", начальниками академии в период нашей учебы были генерал - лейтенант артиллерии Герасимов Антон Владимирович, позже - заместитель начальника Генштаба по электронике - генерал - полковник, затем генерал - полковник артиллерии Жданов, позже - начальник ГРАУ, а выпускал нас генерал - полковник артиллерии (позже маршал) Бажанов Юрий Павлович.
Заместителем начальника академии по учебной и научной работе был генерал - майор Шеин Г.Н., имевший богатый боевой опыт применения радиолокационной технике в обороне Ленинграда. Учебный отдел бессменно возглавлял полковник Долгов.
Кафедрой техники РТВ руководил инженер - полковник Кузнецов Виктор Иванович, позже руководивший НИИ радиопротиводействия. Лучшим преподавателем и методистом на кафедре был подполковник Кащенко (позднее полковник). Мы у него учились не только самому предмету, но и методике его преподавания.
Все общенаучные дисциплины читались в академии по программе радиотехнического факультета Харьковского университета и в основном его профессорами и доцентами. Преподавались эти все науки весьма фундаментально. Мы даже иногда спрашивали преподавателей, а зачем нам, военным инженерам, не только различные теоремы Коши, уравнения мембраны и струны, но и их выводы, мы же не теоретики математики и физики. А нам отвечали; "Математика - гимнастика мозга". И в этом они, в общем-то, были правы. Теоремы мы, конечно, никогда не употребляли в практике, но логике мышления нас научили.
Навсегда запомнились доцент Ландкоф, читавший лекции по высшей математике в темпе спортивного репортажа: "Удар, еще удар - предел, интеграл".
Прекрасно читал лекции по физике профессор Корсунский и очень умно и корректно принимал экзамены. Он обращал внимание не на формальное запоминание предмета, а на понимание существа физических процессов. На его экзаменах можно было свободно пользоваться любыми источниками и справочниками, но если не понял суть вопроса, это делу не помогало. Два - три вопроса вне билета и становится ясно, знает слушатель материал или нет. Интересно читал курс передатчиков начальник кафедры полковник Ягодин, весьма занимательно давал курс приемников полковник Виленский, теоретические основы радиолокации читал нам широко известный полковник Ширман (позднее генерал). Помню преподавателя воздушной стрельбы и теории вероятности майора Алехова, доцента Абрамова, читавшего сопромат и многих других преподавателей.
Был счастлив встретить в академии и своих первых учителей азбуки радиолокации подполковников Лыкова и Ванина, которые, будучи лейтенантами, давали нам на шестимесячных курсах в ВВШ ПВО КА знания по первым РЛС РТВ "Пегматит" и "Редут". В академии они вели курсы на других факультетах (артиллерийских).
Не могу не вспомнить своего руководителя по дипломному проектированию Молодова Бориса Ивановича, начальника кафедры АФУ, одного из разработчиков первой системы радиолокационного опознавания самолетов "Я свой". Диплом я писал на тему: "Антенно-фидерная система РЛС сантиметрового диапазона, устойчивая к воздействию ударной волны ядерного взрыва". Руководитель был удобен тем, что предоставлял мне полную самостоятельность в работе, и встречались мы с ним дважды: при вручении мне объемного задания на проектирование и сдаче готового дипломного проекта на проверку и допуск к защите. Защита прошла успешно. А в 70 годах мы с Борисом Ивановичем были коллегами, начальниками кафедр в ВКА ПВО им. маршала Советского Союза Жукова Г.К.
Следует заметить, что наш выпуск несколько отличался от предыдущих. Во-первых, он был несколько ускоренным (курс обучения на 5 курсе был сокращен на полгода). Во-вторых, к нему было повышено внимание Главного штаба ПВО и лично Главкома маршала Советского Союза Бирюзова С.С., который посещал академию в начале нашей учебы на 5 курсе и был у нас на факультете. Кроме того, в феврале - марте 1955 года академии присвоили имя маршала Советского Союза Говорова Л.А. и мы стали первыми "говоровцами", а также академия получила открытое наименование (раньше она была в/ч). Это дало нам право заказать наш выпускной альбом в лучшем фотоателье города. Курс доверил мне организацию изготовления этого альбома. Альбомы мы сделали именные с персональной компоновкой для каждого выпускника и с полным названием академии на титульном листе. На этот альбом не стыдно взглянуть и через полвека после выпуска. Хорошая память и начало традиции.
Выпускники факультета получили самые различные назначения - это и противоракетная система обороны Москвы, и высокие штабы, и НИИ-2 МО и другие научные центры, испытательные полигоны, высшие учебные заведения (КВИРТУ, АРТА и другие) и, конечно, радиотехнические войска - инженерами и командирами частей. Я, как имеющий командный опыт, тоже был назначен командиром 5 отдельного радиотехнического батальона в Забайкалье (г. Улан-Удэ). По выпуску мне было присвоено звание инженер-подполковник. Роты батальона располагались вдоль границы с Монголией на территории Бурятской АССР. Часть оказалась не из лучших. Существовала она четвертый год и ни разу по итогам года не получала удовлетворительной оценки. До меня уже были сняты три командира части. Личный состав части и ее техника были собраны с разных других частей по принципу "с миру по нитке". Нужно было сделать часть боеспособной, началась служба в круглосуточном режиме. На вооружении состояли РЛС типа П-2М, П-3, один П-8 и один П-20.
Как оказалось, командир с высшим военным образованием для Забайкальского военного округа был "первой ласточкой", все командиры частей и не только ПВО были "практики" с многолетним стажем и средним и даже неполным средним образованием. Эпоха совершенной техники и образованных кадров только начиналась. Кадровики округа и корпуса ПВО считали, что командиры частей "старого" закала с офицерами с высшим образованием могут иметь конфликты, поэтому всех выпускников академий и первых выпускников высших училищ направляли ко мне, говоря "он с ними справится". И через год у меня в части было уже кроме меня и врача 10 офицеров с высшим образованием. Прислали даже выпускника военного факультета института телемеханики, хотя АСУ у нас еще не было и в помине. Подготовка кадров опережала поступление техники. Но части это не вредило. По итогам года она впервые получила уверенную удовлетворительную оценку, и встал вопрос на Военном Совете округа о перепрофилировании 5-го отдельного радиотехнического батальона в 97 радиотехнический полк с дислокацией штаба и КП в г. Иркутске. Снова пополнение сборной из разных частей техникой и личным составом, снова доводка вновь сформированных рот до уровня боеспособности и развертывание их на боевых позициях, бытовое обустройство, и все это на фоне круглосуточного боевого дежурства и периодических учений разных уровней. Служба была напряженнейшей, выручали энтузиазм и молодость.
Летом 1958 года я получил из штаба корпуса бумагу с объявлением условий приема в адъюнктуру Военной командной академии ПВО (г. Калинин).
При внимательном изучении документа выяснилось, что полностью требованиям участия в конкурсе удовлетворяет в части только один человек - ее командир. Я связался с кадровиком корпуса и стал с ним обсуждать ситуацию. А он меня спрашивает: "А Вы сами как смотрите на участие в конкурсном отборе?". Тогда уже я его спрашиваю: "А Вы отпустите?". На что он ответил: "Пишите рапорт, рассмотрим". Честно говоря, я об этом даже не думал, в работе было не до того. Стали мы с женой взвешивать все "за" и "против" и, в конце-концов, решили рискнуть. Я подал рапорт, ему дали ход и стал я адъюнктом ВКА ПВО, которая была создана всего два года назад, имела у себя единицы ученых и тех не военных наук
Итак, все опять с нуля. Нам (а нас было 6 человек) предстояло учиться в адъюнктуре самостоятельно на свой страх и риск. Но через 3 года мы должны были представить к защите кандидатскую диссертацию. Опять свободное плавание, упорный поиск и труд. Тем не менее, все адъюнкты написали и защитили диссертации и были назначены преподавателями академии, двое из них стали начальниками кафедр, а один - начальником факультета.
В 1962 году, сразу после защиты диссертации, начальник академии Главный маршал авиации Жигарев назначил меня начальником кафедры радиотехнических войск, которую я и возглавлял до декабря 1980 года. За это время на кафедре было подготовлено более 30 кандидатов наук (для академий и других ВУЗов), написано 3 учебника, серия учебных пособий, кафедра участвовала в разработке "Боевого Устава РТВ" и ряда наставлений и руководств для войск, выполнила ряд НИР, заданных Главным штабом ПВО.
Как-то в конце учебы в адъюнктуре мне довелось встретиться с маршалом артиллерии Яковлевым Н.Д. и иметь с ним интересную беседу. Он в то время был в ВКА председателем ГЭК по выпуску слушателей. Встретившись в один из перерывов в работе комиссии, я поприветствовал маршала и напомнил ему, что он был и на нашем выпуске в Харькове пять лет тому назад. Он живо поинтересовался моей службой в войсках и мы незаметно перешли к теме инженерной подготовки командиров в войсках и ее несоответствии уровню поступающей на вооружение техники, заговорили об инженерной подготовке и выпускников этого года. Видимо, эта тема волновала маршала. В этой беседе я высказал мысль о необходимости усиления инженерной подготовки будущих командиров - выпускников ВКА ПВО. И, в частности, о том, что пока в академию набирают офицеров, окончивших средние военные училища, необходимо увеличить срок обучения в академии на год для усиления их инженерной подготовки, готовя их как командиров-инженеров, способных уверенно и со знанием дела использовать многообразное радиолокационное вооружение в боевой обстановке. На выпуске сдавать не экзамены, а писать и защищать диплом, в том числе и с элементами инженерной тематики. Маршал отнесся к этой идее с интересом и меня поблагодарил. Как выяснилось потом, эта наша беседа не осталась без последствий. Маршал Яковлев поговорил об этом с другим зам. Главкома генерал - полковником Зиминым Г.В., большим ревнителем высокой технической подготовки офицеров. И состоялось решение. С нового учебного года ВКА ПВО было предписано учить слушателей по новой программе командиров - инженеров, добавив для этого один учебный год, и с защитой дипломов при выпуске. Эта мера позволила поднять уровень инженерной подготовки будущих командиров. Программа была реализована при подготовке примерно десяти наборов слушателей, пока не стали в академию поступать офицеры, окончившие не средние, а высшие Военные училища.
Наши командиры - инженеры прекрасно себя проявили не только в войсках, но и в научных и испытательных центрах и на полигонах.
Но решение предложенной мною программы досталось и мне самому, когда я был назначен начальником кафедры. Идею надо было превратить в реальные учебные курсы, которые надо было еще создать, а времени на это оставался один семестр. В процессе обсуждения ситуации на кафедре было решено ввести на факультете РТВ два курса: "Материальная часть РТВ" и "Теоретические основы построения радиолокационного вооружения РТВ (ТОП РТВ)". Тогда такого учебного курса не читалось нигде, и его нужно было создать. В курсе систематизировались все известные науке принципы радиолокационного обнаружения воздушных целей, определения их координат, опознавания и защиты от естественных и преднамеренных помех, рассматривались все современные технически возможные решения этих задач, пределы их применимости и естественные ограничения, иллюстрировалась конкретная реализация этих решений в конкретных образцах существующего парка РЛВ, оценивалась возможность их применения в перспективной технике. То-есть, курс давал широкий кругозор возможных инженерных решений с анализом их достоинств и недостатков. Курс же материальной части РТВ на примере двух конкретных образцов РЛС (одна сантиметрового и одна метрового или дециметрового диапазона), углубленно изучалась практическая реализация некоторых технических решений, при этом основные системы образца изучались по принципиальным схемам. Изучение же других образцов техники, стоящей на вооружении войск, проводилось в виде знакомства с техническими решениями, примененными в основных системах образца, оценки режимов их работы и достигаемых боевых возможностей РЛС в каждом из них.
Названные курсы были в срок разработаны и прочитаны слушателям, через год были изданы учебные пособия по ним. А еще через год и учебник для войск и ВУЗов ПВО.
Мы, выпускники АРТА, гордились тем, что наш учебник "ТОП РЛВ" был признан и использовался в учебном процессе в нашей Альма-матер.
В заключение хочется отметить, что система подготовки слушателей АРТА была ориентирована на привитие навыков творческой самостоятельности, что позволяло нам успешно справляться с любыми новыми задачами, которые выдвигала жизнь.


                                                                                                        
Орлов О.Е., генерал-майор, выпускник АРТА 1955 года

                                                                            Возврат в список

 

 

Hosted by uCoz