О методологии   фундаментального 
                                    инженерного  образования

                                          (из лекции  Я.С. Шифрина, прочитанной в Харьковском
                                                                 институте радиоэлектроники)

         Мой 30-тилетний стаж работы в совете Военной инженерной радиотехнической академии им. Говорова(ВИРТА), где вопросам постановки учебного процесса при обучении военных инженеров-радиолокаторщиков и вопросам подготовки молодых научно-педагогических кадров уделялось огромное внимание.                                                                                                                                               

       Фундаментальность академического образования проявлялась, в частности, в том, что мы давали слушателям мощную физико-математическую и основательную специально-техническую базовую подготовку. Последняя включала солидные курсы по таким дисциплинам, как: теория цепей, электродинамические дисциплины (теория электромагнитного поля и распространение радиоволн, антенно-фидерные устройства), приемо-передающие устройства, теоретические основы радиолокации, микроэлектроника и импульсная техника, автоматическое регулирование и управление, основы вычислительной техники. Эти курсы, помимо приличного числа лекций, включали также ряд упражнений и серию весьма содержательных лабораторных работ, использующих новую измерительную аппаратуру. В заключение, слушателям читали большой курс основ построения радиолокационных станций. Изучались, естественно, и конкретные радиолокационные системы, но в сравнительно небольшом объеме - значительно меньшем, чем в высших военных училищах. При этом обычно изучался лишь один образец РЛС того или иного вида Войск ПВО. Остальные давались в ознакомительном порядке. Здесь мы подходим к очень важному и трудному вопросу о правильном сочетании фундаментальной подготовки выпускника вуза и знания им конкретной аппаратуры. Несомненно, такие знания выпускнику должны быть даны, но не в ущерб общеинженерной подготовке его. Правильное определение пропорции между фундаментальной подготовкой и узко инженерными знаниями выпускника является важнейшей задачей учебного процесса. Успешность решения этой задачи определяется квалификацией преподавателей основных кафедр вузов, их руководителей. На мой взгляд, в академии мы к 60-м годам такие пропорции нашли. Да, наши выпускники, попавшие в войска, на первых порах могли испытывать определенные трудности, связанные с тем, что они хуже выпускников училищ знали конкретную технику. Однако вскоре академики, благодаря хорошей общеинженерной подготовке, знанию общих принципов построения аппаратуры того или иного класса и широкому их кругозору, легко обходили выпускников училищ и быстро двигались по служебной лестнице. Их с удовольствием брали в различные НИИ и КБ, где их широкая подготовка была в самый раз. Именно благодаря принятой у нас системе подготовки слушателей наша академия быстро вышла на уровень передовых военных академий стала, на мой взгляд, лучшим учебным заведением в CCCP в области радиоэлектроники. Я все это рассказал довольно подробно потому, что опыт академии убедительно подтвердил, что фундаментальное образование должно быть присуще и техническим учебным заведениям.

В радиолокационной академии им. Говорова основы фундаментальной подготовки слушателей разрабатывались лет пятнадцать с момента создания академии в 1946 г. и примерно до начала 60-х годов. За этот период из начальных учебных программ, в основу которых были положены программы академии связи и Артиллерийской академии, постепенно были исключены сопромат, теоретическая механика, химия. Их место заняли такие солидные предметы, как теоретические основы радиолокации (разработанные во многом на основе научных исследований, выполненных в академии), основы вычислительной техники. Ряд других предметов: антенно-фидерные устройства, приемно-передающие устройства, основы автоматического регулирования и т д. были существенно перестроены. Вся эта большая работа и позволили к началу 60 х годов определить основы широкой общеинженерной подготовки слушателей нашей академии, которые и излагались слушателям на протяжении многих лет. Конечно, со временем в некоторой мере содержание базовых дисциплин менялось. Возможно, что быстрое развитие радиотехники потребует включения в основы общеинженерной подготовки каких-либо новых дисциплин и дальнейших изменений в программах тех или иных базовых предметов. Так, если взять даже такой, казалось бы, старый и установившийся предмет, как теория электромагнитного поля, то сегодня представляется совершенно необходимым добавить в него раздел (пусть небольшой) о численных методах решения уравнений поля. Можно было бы привести и другие примеры назревших добавок или изменений и по другим базовым дисциплинам. Но вся эта естественная динамика в основах фундаментальной подготовки должна лишь способствовать усилению ее. Надо очень осторожно, консервативно относиться к увеличению числа изучаемых дисциплин и введению в содержание базовых курсов новых вопросов. Столь же осторожным надо быть и при сокращении числа часов на уже устоявшиеся базовые дисциплины.

Возьмем теперь другой, более близкий нам, цикл естественнонаучной подготовки. Начну с математики и физики. По моему твердому убеждению, эти курсы НЕ в ущерб их методологическим основам должны иметь некую окраску, связанную со спецификой данного технического вуза. Этого проще всего добиться, если во главе этих кафедр стоит математик или физик, ведущий активную науку в области, связанной с ведущими техническими кафедрами данного вуза. Так, в академии им. Говорова кафедру математики многие годы возглавлял проф. И.В.Сухаревский блестящий преподаватель и крупный ученый, активно работавший в тесном контакте с кафедрой антенн.

          В свое время, когда я учился в аспирантуре (адъюнктуре) радиотехнической академии, лекции по радиотехнике слушателям читал крупный физик А.И.Ахиезер. На эти лекции ходили аспиранты и молодые преподаватели кафедры. И не случайно. У А.И. было чему поучиться. Одной из ценных и привлекательных черт А.И., как лектора, являлась его ответственность по отношению к студентам. Обычно в перерыве между лекционными часами он, не стеcняясь, по-простому спрашивал кого-то из нас: Ну, и как первый час?. Бывало и так, что им была допущена ошибка. Тогда он начинал второй час с исправления допущенной ошибки. Помнится случай, когда он начал второй час так: Все зачеркнуть, что мы писали на первом часе. Куда вы смотрели? Начнем по новой . А.И. мог спокойно признаться слушателем в незнании ответа на тот или иной вопрос. При этом он обещал в дальнейшем ответить на него, что он и делал. Должен отметить, что я знал и ряд опытных преподавателей, которые боялись признаться в допущенных ими на лекциях ошибках или в незнании чего-то, опасаясь ложной потери авторитета. Как и А.И., я считаю, что в конспектах у студентов не должно оставаться ошибок (если лектор об этом знает). Студент лектору верит и будет долго мучиться, не понимая соответствующего места в своем конспекте.

                             О подготовке молодых преподавателей

Этот вопрос представляется мне особо важным, ибо от того, как в вузе готовятся молодые преподаватели, во многом зависит его будущее. Именно поэтому вопросам подготовки будущих молодых преподавателей, в частности, во время пребывания их в аспирантуре в академии им. Говорова уделялось большое внимание руководителями всех уровней. Это была четкая, хорошо продуманная система. Она включала в себя:

посещение аспирантом на первом и втором году аспирантуры лекций опытных преподавателей по базовым курсам;

проведение им на втором и третьем году обучения практических занятий, лабораторных работ и нескольких пробных лекций по одному из базовых курсов, активное участие аспирантов в методической работе кафедры. Иногда аспирантов оберегают , и они не участвуют в методической работе кафедры. Это, на мой взгляд, серьезная ошибка;

посещение всеми аспирантами академии лекций по специальным разделам математики, основам радиолокации, методике преподавания. Такие лекции были организованы в рамках всей академии;

жесткая требовательность при сдаче аспирантами кандидатских экзаменов. Программы кандидатского минимума в академии охватывали весьма широкий спектр разных вопросов, и подготовка к сдаче их требовала от аспиранта большого труда;

жесткий контроль со стороны руководства академии над назначением на преподавательские должности новых людей. Как правило, с каждым вновь назначаемым преподавателем начальник академии маршал Бажанов беседовал лично.

Да и после назначения выпускников или соискателей преподавателями кафедры вопросам их становления в академии уделялось большое внимание. Важными элементами этой работы являлись:

помощь со стороны опытных преподавателей молодым преподавателям;

контроль (индивидуальный и коллективный) проводимых ими занятий;

активное привлечение молодых преподавателей к методической работе кафедр, контроль над повышением их профессионального уровня и педагогического мастерства;

помощь молодежи при написании ими методических пособий, научных статей и отчетов; жесткая требовательность к качеству их печатной продукции;

привлечение их к активному участию в научно-исследовательской работе. Не секрет, что ряд преподавателей после защиты диссертации прекращают заниматься серьезной наукой. И это очень тревожно в силу двух обстоятельств: во-первых, научная работа даже в узкой области существенно расширяет общий кругозор преподавателя и, во-вторых, преподаватель, не занимающийся наукой, не способен пробудить творческую активность в студентах, научить его думать, т.е. не способен хорошо решить основную вузовскую задачу;

привлечение молодых научно-педагогических кадров к активному участию в научных семинарах и научных конференциях разного уровня.

          Я.С. Шифрин полковник в отставке доктор технических наук, профессор

              бывший начальник кафедры Академии имени Л.А. Говорова

 

                                                     Возврат  в  «Список»

Hosted by uCoz