О методологии фундаментального
инженерного образования
(из
лекции Я.С. Шифрина, прочитанной в
Харьковском
институте
радиоэлектроники)
Мой 30-тилетний стаж работы в совете
Военной инженерной радиотехнической академии им. Говорова(ВИРТА), где вопросам
постановки учебного процесса при обучении военных инженеров-радиолокаторщиков и
вопросам подготовки молодых научно-педагогических кадров уделялось огромное
внимание.
Фундаментальность академического
образования проявлялась, в частности, в том, что мы давали слушателям мощную
физико-математическую и основательную специально-техническую базовую
подготовку. Последняя включала солидные курсы по таким дисциплинам, как: теория
цепей, электродинамические дисциплины (теория электромагнитного поля и
распространение радиоволн, антенно-фидерные устройства), приемо-передающие
устройства, теоретические основы радиолокации, микроэлектроника и импульсная
техника, автоматическое регулирование и управление, основы вычислительной
техники. Эти курсы, помимо приличного числа лекций, включали также ряд
упражнений и серию весьма содержательных лабораторных работ, использующих новую
измерительную аппаратуру. В заключение, слушателям читали большой курс основ
построения радиолокационных станций. Изучались, естественно, и конкретные
радиолокационные системы, но в сравнительно небольшом объеме - значительно
меньшем, чем в высших военных училищах. При этом обычно изучался лишь один
образец РЛС того или иного вида Войск ПВО. Остальные давались в ознакомительном
порядке. Здесь мы подходим к очень важному и трудному вопросу о правильном
сочетании фундаментальной подготовки выпускника вуза и знания им конкретной
аппаратуры. Несомненно, такие знания выпускнику должны быть даны, но не в ущерб
общеинженерной подготовке его. Правильное определение пропорции между
фундаментальной подготовкой и узко инженерными знаниями выпускника является
важнейшей задачей учебного процесса. Успешность решения этой задачи
определяется квалификацией преподавателей основных кафедр вузов, их
руководителей. На мой взгляд, в академии мы к 60-м годам такие пропорции нашли.
Да, наши выпускники, попавшие в войска, на первых порах могли испытывать
определенные трудности, связанные с тем, что они хуже выпускников училищ знали
конкретную технику. Однако вскоре академики, благодаря хорошей общеинженерной
подготовке, знанию общих принципов построения аппаратуры того или иного класса
и широкому их кругозору, легко обходили выпускников училищ и быстро двигались
по служебной лестнице. Их с удовольствием брали в различные НИИ и КБ, где их
широкая подготовка была в самый раз. Именно благодаря принятой у нас системе
подготовки слушателей наша академия быстро вышла на уровень передовых военных
академий стала, на мой взгляд, лучшим учебным заведением в CCCP в области
радиоэлектроники. Я все это рассказал довольно подробно потому, что опыт
академии убедительно подтвердил, что фундаментальное образование должно быть
присуще и техническим учебным заведениям.
В радиолокационной
академии им. Говорова основы фундаментальной подготовки слушателей
разрабатывались лет пятнадцать с момента создания академии в
Возьмем теперь
другой, более близкий нам, цикл естественнонаучной подготовки. Начну с
математики и физики. По моему твердому убеждению, эти курсы НЕ в ущерб их методологическим
основам должны иметь некую окраску, связанную со спецификой данного
технического вуза. Этого проще всего добиться, если во главе этих кафедр стоит
математик или физик, ведущий активную науку в области, связанной с ведущими
техническими кафедрами данного вуза. Так, в академии им. Говорова кафедру
математики многие годы возглавлял проф. И.В.Сухаревский блестящий преподаватель
и крупный ученый, активно работавший в тесном контакте с кафедрой антенн.
В свое время, когда я учился в аспирантуре
(адъюнктуре) радиотехнической академии, лекции по радиотехнике слушателям читал
крупный физик А.И.Ахиезер. На эти лекции ходили аспиранты и молодые
преподаватели кафедры. И не случайно. У А.И. было чему поучиться. Одной из
ценных и привлекательных черт А.И., как лектора, являлась его ответственность
по отношению к студентам. Обычно в перерыве между лекционными часами он, не стеcняясь, по-простому спрашивал кого-то из
нас: Ну, и как первый час?. Бывало и так, что им была допущена ошибка. Тогда он
начинал второй час с исправления допущенной ошибки. Помнится случай, когда он
начал второй час так: Все зачеркнуть, что мы писали на первом часе. Куда вы
смотрели? Начнем по новой . А.И. мог спокойно признаться слушателем в незнании
ответа на тот или иной вопрос. При этом он обещал в дальнейшем ответить на
него, что он и делал. Должен отметить, что я знал и ряд опытных преподавателей,
которые боялись признаться в допущенных ими на лекциях ошибках или в незнании
чего-то, опасаясь ложной потери авторитета. Как и А.И., я считаю, что в
конспектах у студентов не должно оставаться ошибок (если лектор об этом знает).
Студент лектору верит и будет долго мучиться, не понимая соответствующего места
в своем конспекте.
О подготовке
молодых преподавателей
Этот вопрос
представляется мне особо важным, ибо от того, как в вузе готовятся молодые
преподаватели, во многом зависит его будущее. Именно поэтому вопросам
подготовки будущих молодых преподавателей, в частности, во время пребывания их
в аспирантуре в академии им. Говорова уделялось большое внимание руководителями
всех уровней. Это была четкая, хорошо продуманная система. Она включала в себя:
посещение
аспирантом на первом и втором году аспирантуры лекций опытных преподавателей по
базовым курсам;
проведение им на
втором и третьем году обучения практических занятий, лабораторных работ и
нескольких пробных лекций по одному из базовых курсов, активное участие
аспирантов в методической работе кафедры. Иногда аспирантов оберегают , и они
не участвуют в методической работе кафедры. Это, на мой взгляд, серьезная
ошибка;
посещение всеми
аспирантами академии лекций по специальным разделам математики, основам
радиолокации, методике преподавания. Такие лекции были организованы в рамках
всей академии;
жесткая
требовательность при сдаче аспирантами кандидатских экзаменов. Программы
кандидатского минимума в академии охватывали весьма широкий спектр разных
вопросов, и подготовка к сдаче их требовала от аспиранта большого труда;
жесткий контроль
со стороны руководства академии над назначением на преподавательские должности
новых людей. Как правило, с каждым вновь назначаемым преподавателем начальник
академии маршал Бажанов беседовал лично.
Да и после
назначения выпускников или соискателей преподавателями кафедры вопросам их
становления в академии уделялось большое внимание. Важными элементами этой
работы являлись:
помощь со
стороны опытных преподавателей молодым преподавателям;
контроль
(индивидуальный и коллективный) проводимых ими занятий;
активное привлечение
молодых преподавателей к методической работе кафедр, контроль над повышением их
профессионального уровня и педагогического мастерства;
помощь молодежи
при написании ими методических пособий, научных статей и отчетов; жесткая
требовательность к качеству их печатной продукции;
привлечение их к
активному участию в научно-исследовательской работе. Не секрет, что ряд
преподавателей после защиты диссертации прекращают заниматься серьезной наукой.
И это очень тревожно в силу двух обстоятельств: во-первых, научная работа даже
в узкой области существенно расширяет общий кругозор преподавателя и,
во-вторых, преподаватель, не занимающийся наукой, не способен пробудить
творческую активность в студентах, научить его думать, т.е. не способен хорошо
решить основную вузовскую задачу;
привлечение
молодых научно-педагогических кадров к активному участию в научных семинарах и
научных конференциях разного уровня.
Я.С. Шифрин
полковник в отставке доктор технических наук, профессор
бывший начальник
кафедры Академии имени Л.А. Говорова