НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВРЕМЯ
В 1952 - 1953 годах в создаваемые зенитно-ракетные
войска (ЗРВ) ежегодно направлялась часть выпускников факультета Зенитной
артиллерии, не имевших необходимой специальной подготовки. Это приводило
к необходимости их доучивания на различных учебных сборах непосредственно
в частях, удлиннению адаптивного периода. Вместе с тем, полученная выпускниками
хорошая фундаментальная подготовка позволяла им успешно справляться
с
задачей освоения новой сложной техники. Все выпускники зарекомендовали
себя с самой лучшей стороны и, по сути дела, явились костяком для создаваемых
ЗРВ.
Одновременно в академии была организована непосредственная подготовка
специалистов по зенитным ракетным комплексам (ЗРК), в которой постепенно
вырисовывалось две специализации: радиотехническая по станциям наведения
ракет и электрорадиотехническая
по стартовому и бортовому электрорадиооборудованию. В январе 1956 года
в академии был создан специальный факультет, предназначенный для подготовки
специалистов по ЗРК. Все его курсы были укомплектованы слушателями уже
проходившие такую подготовку в составе других факультетов. Осенью того
же года состоялся первый выпуск инженеров со специальной подготовкой
по ЗРК. Их количества значительно превосходило число направляемых в
ЗРВ выпускников предыдущих выпусков. Поэтому значение первого выпуска
инженеров со специальной подготовкой для становления ЗРВ переоценить
нельзя.
Работа по организации и становлению специалистов по ЗРК проходила под
руководством начальника академии Ю.П. Бажанова и его заместителя Г.Н.
Шеина. Непосредственными исполнителями являлись начальник кафедры И.А.
Лыков, преподаватели: Л.И. Алехов, Ю.Г. Гущин, А.А. Закорин, А.А. Казаков,
Г.С. Сафронов, А.Л. Соколов, А.П. Тучкин, С.И. Фролов, А.В. Харитонов,
начальник учебной лаборатории А.С. Долженков. Позднее к ним подключились
преподаватели П.С. Борисов, В.Р. Спреннэ, А.А. Челидзе.
Среди названных оказались как преподаватели академии, так и офицеры,
назначенные из зенитных ракетных частей. По существу, первые из них
одновременно с обучением слушателей вынуждены были сами изучать технику.
Вторые же - овладевать методикой обучения, приобретать педагогический
опыт и навыки.
Переход к подготовке слушателей по ЗРК потребовал существенного обновления
содержания программ по радиолокации, вычислительной технике, автоматике,
приемно-передающим устройствам, общенаучным дисциплинам. Всех так или
иначе причастных к этому переходу преподавателей отличали преданность
своему делу, стремление зажечь слушателей. Работая в небывало трудных
условиях, часто без технических описаний и другой документации, добывая
материал непосредственно в разрабатывающих и испытательных организациях,
преподаватели с большим энтузиазмом создавали и тут же совершенствовали новые
учебные дисциплины.
Одновременно преподаватели и личный состав лабораторий профилирующей
кафедры проявляли чудеса изобретательности и старания в восстановлении
и доведении до рабочего состояния полученные из разрабатывающих и испытательных
организаций списанных отдельных образцов техники, обеспечивая тем самым
наглядность обучения и возможности для приобретения слушателями практических
навыков.
Начальный период подготовки специалистов по ЗРК все причастные к нему
офицеры вспоминают как время наивысшего душевного подъема, давшее самое
большое удовлетворение в работе и поэтому незабываемое.
А.А. Казаков, полковник в отставке,
кандидат технических наук, доцент, бывший начальник кафедры академии
апрель 1991 года