Из истории Академии

 

   На главную страницу

 

 

 

НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВРЕМЯ

В 1952 - 1953 годах в создаваемые зенитно-ракетные войска (ЗРВ) ежегодно направлялась часть выпускников факультета Зенитной артиллерии, не имевших необходимой специальной подготовки. Это приводило к необходимости их доучивания на различных учебных сборах непосредственно в частях, удлиннению адаптивного периода. Вместе с тем, полученная выпускниками хорошая фундаментальная подготовка позволяла им успешно справляться  с задачей освоения новой сложной техники. Все выпускники зарекомендовали себя с самой лучшей стороны и, по сути дела, явились костяком для создаваемых ЗРВ.
Одновременно в академии была организована непосредственная подготовка специалистов по зенитным ракетным комплексам (ЗРК), в которой постепенно вырисовывалось две специализации: радиотехническая по станциям наведения ракет и электрорадиотехническая по стартовому и бортовому электрорадиооборудованию. В январе 1956 года в академии был создан специальный факультет, предназначенный для подготовки специалистов по ЗРК. Все его курсы были укомплектованы слушателями уже проходившие такую подготовку в составе других факультетов. Осенью того же года состоялся первый выпуск инженеров со специальной подготовкой по ЗРК. Их количества значительно превосходило число направляемых в ЗРВ выпускников предыдущих выпусков. Поэтому значение первого выпуска инженеров со специальной подготовкой для становления ЗРВ переоценить нельзя.
Работа по организации и становлению специалистов по ЗРК проходила под руководством начальника академии Ю.П. Бажанова и его заместителя Г.Н. Шеина. Непосредственными исполнителями являлись начальник кафедры И.А. Лыков, преподаватели: Л.И. Алехов, Ю.Г. Гущин, А.А. Закорин, А.А. Казаков, Г.С. Сафронов, А.Л. Соколов, А.П. Тучкин, С.И. Фролов, А.В. Харитонов, начальник учебной лаборатории А.С. Долженков. Позднее к ним подключились преподаватели П.С. Борисов, В.Р. Спреннэ, А.А. Челидзе.
Среди названных оказались как преподаватели академии, так и офицеры, назначенные из зенитных ракетных частей. По существу, первые из них одновременно с обучением слушателей вынуждены были сами изучать технику. Вторые же - овладевать методикой обучения, приобретать педагогический опыт и навыки.
Переход к подготовке слушателей по ЗРК потребовал существенного обновления содержания программ по радиолокации, вычислительной технике, автоматике, приемно-передающим устройствам, общенаучным дисциплинам. Всех так или иначе причастных к этому переходу преподавателей отличали преданность своему делу, стремление зажечь слушателей. Работая в небывало трудных условиях, часто без технических описаний и другой документации, добывая материал непосредственно в разрабатывающих и испытательных организациях, преподаватели с большим энтузиазмом создавали и тут же совершенствовали новые учебные дисциплины.
Одновременно преподаватели и личный состав лабораторий профилирующей кафедры  проявляли чудеса изобретательности и старания в восстановлении и доведении до рабочего состояния полученные из разрабатывающих и испытательных организаций списанных отдельных образцов техники, обеспечивая тем самым наглядность обучения и возможности для приобретения слушателями практических навыков.
Начальный период подготовки специалистов по ЗРК все причастные к нему офицеры вспоминают как время наивысшего душевного подъема, давшее самое большое удовлетворение в работе и поэтому незабываемое.

А.А. Казаков, полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент, бывший начальник кафедры академии апрель 1991 года

Hosted by uCoz